Дробление закупок судебная практика краснодар

Дробление закупок по 44-ФЗ: ответственность и не только

Дробление закупок судебная практика краснодар

Что значит дробление закупки по 44-ФЗ и по 223-ФЗ? Можно ли дробить закупки? Как правильно дробить закупки и как обосновать дробление закупок? Есть ли ответственность за дробление закупок? Об этом всем и не только – в статье.

Искусственное дробление закупки

Первое и главное – понятия «дробление» закупочное законодательство не содержит. Осуществлять закупки до 100 (400) тыс. руб. в пределах годовых лимитов заказчик имеет полное право. Но административная и арбитражная практика все же довольно часто оперирует таким термином, как «дробление закупки».

Сразу нужно сказать, что далеко не всегда за сегментацией стоит «коварный умысел» заказчика.

Дробление будет признаваться таковым не только в тех случаях, когда заказчик ушел от конкурентной процедуры намеренно, разбив требуемый ему объем товаров, или работ, или услуг на несколько частей, чтобы закупить их у единственного поставщика (возможно, «своего»).

Дробление будет признано и в тех случаях, когда заказчик действовал из лучших побуждений, например, желая приобрести товар у лучшего контрагента, пусть и немного дороже. И даже если заказчик не знал, что дробит закупку, его действия все равно будут признаны разделением. А соответственно, и нарушением.

Исходя из этого, дробление – это нарушение процесса выбора способа определения поставщика. Цель – избежать публичной процедуры, приобрести товар (работу, услугу) там, где хочется.

Также нужно отметить, что не важен закон, по которому работает заказчик. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ принципиальных отличий не содержит. И в том, и в другом случае, намерение сторон уйти от процедуры торгов будет признано нарушением.

Признаки

Признаками, по которым идентифицируют раздробленную закупку, являются:

  • один и тот же предмет контракта у множества контрактов до 100 (400) тыс. руб.;
  • одни и те же объемы закупаемых товаров (работ, услуг) из раза в раз;
  • один и тот же контрагент по контрактам до 100 (400) тыс. руб.;
  • одна и та же периодичность осуществления закупок до 100 (400) тыс. руб. (например, ежемесячно);
  • по всем контрактам до 100 (400) тыс. руб. одни и те же условия контракта и спецификации;
  • завышенная цена по контрактам до 100 (400) тыс. руб. по сравнению со среднерыночной ценой;
  • явная несоразмерность объема поставляемых товаров, работ, услуг одного контракта до 100 (400) тыс. руб. и существующей потребности заказчика.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ могут быть и иные.

Важно

При наличии хотя бы одного из этих признаков заказчика уже могут заподозрить в дроблении. Если же признаков будет несколько, то, скорее всего, закупку признают разбитой на несколько мелких.

Справедливости ради, отметим, что зачастую заказчики становятся заложниками неоднозначных ситуаций. Ведь в процессе любой деятельности могут возникать ситуации, которые предвидеть возможности не было.

В то же время под понятие чрезвычайных ситуаций, когда заказчик вправе осуществлять закупку у ЕП по п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, текущую ситуацию никак не подвести.

Редакция журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» разработала план действий заказчика при форс-мажоре — как закупить у едпоставщика

Например, МУП осуществляет уборку города от снега. Для уборки закупает полипропиленовый ворс. Объем рассчитан, запасы на складе контролируются. Неожиданно объем падающего снега увеличивается в разы и длится это уже неделю. Техника по снегоуборке работает в усиленном режиме, отчего запасы ворса на складе заканчиваются гораздо быстрее, нежели прогнозировалось.

Контрактная служба срочно готовит аукцион, но на период, необходимый для проведения конкурентной процедуры, а также для поставки товара, запасов ворса на складе не хватит.

Как быть заказчику? С одной стороны, закупить ворс для техники можно тремя-четырьмя договорами до 100 тыс. руб. На месяца полтора интенсивной уборки города хватит. Не убирать город нельзя.

С другой стороны – это явное дробление.

Как выйти из сложившейся ситуации расскажем дальше.

↻ Вернуться к началу

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ

На самом деле, ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ мало чем отличается от ответственности по 44-ФЗ, ведь главное нарушение здесь – нарушение норм закона о защите конкуренции (ФЗ-135). Логика контрольных органов в данном случае фундаментальная.

Статья 93 ФЗ-44 начинается с того, что закупка у единственного контрагента может осуществляться в случаях, предусмотренных п. 1 – 55 ч. 1 указанной статьи. То есть такие закупки, в том числе закупки до 100 (400) тыс. руб.

, не обязанность заказчика, а право. А делая то, на что у него есть право, он должен учитывать требования действующего законодательства – ГК РФ, БК РФ и другие НПА, в т. ч. ФЗ-135. А в ФЗ-135 есть п. 2 ч. 1 ст.

17, который устанавливает запрет на ограничение заказчиком конкуренции.

Естественно, что если заказчик разбил большую закупку на несколько малых и заключил эти несколько контрактов с единственным поставщиком, то он ограничил конкуренцию, не позволив другим конкурентам поучаствовать в этой (этих) закупке (закупках).

Если признают заказчика, нарушившим антимонопольное законодательство, нарушение могут квалифицировать по ст. 14.32 КоАП РФ.

Также ФАС может признать за заказчиком неверно выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, если данное нарушение совершено по нормам ФЗ-44, контролеры могут усмотреть и нарушение по ст. 7.29 КоАП РФ.

Но не нужно думать, что наказывают за дробление только заказчика. Показательно определение ВС РФ от 05.07.2018 № 309-КГ18-8614 по делу № А34-4692/2017. Обстоятельства были следующими. ГКУ «Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К.

Югова» и ООО ««Компания «Промпроект» искусственно раздробили на восемь государственных контрактов сделку по капремонту помещений ГКУ, в соответствии с разработанной ООО единой проектно-сметной документацией.

Это привело к недопущению конкуренции при выборе подрядчика.

Нарушение обнаружила прокуратура и передала материалы в ФАС. Антимонопольная служба не только признала заказчика нарушившим антимонопольное законодательство, но и выдало предписание ООО о необходимости перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате указанного нарушения в размере 1 077 755 руб. 90 коп.

ООО обратилось в суд, но АС Курганской области, затем 18-й ААС и АС Уральского округа поддержали ФАС. ВС РФ так же встал на сторону ФАС. Таким образом, если контрольные органы признают дробление закупок по 44-ФЗ, ответственность могут нести обе стороны принятого антиконкурентного решения.

Дробные закупки по Закону № 223-ФЗ: в чем подвох и за что накажут заказчика

Неверно полагать, что закупки по 223-ФЗ контролируют вполовину меньше, чем госзаказ. Возьмем пример дробления закупок. По контрактной системе это запрещено, а закон 223-ФЗ этого не запрещает.

Но и заказчику по Закону № 223-ФЗ опасно заключать договоры с одним и тем же единственным поставщиком, делать это регулярно или одномоментно. Убедитесь в этом сами, посмотрите на 7 примеров из практики.

Ведь только в одном из них заказчику удалось отменить штраф от контролеров.

Смотреть примеры

↻ Вернуться к началу

Судебная практика

14 июля 2018 года Татарстанское УФАС возбудило дело в отношение МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» и ЗАО «Карат», которые заключили за небольшой промежуток времени (март 2016 года – декабрь 2017 года) 9 муниципальных контрактов до 100 тыс. руб. на идентичный предмет. Общая сумма всех контрактов составила 555 тыс. руб. Данный факт был квалифицирован, как факт, который привел или мог привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, действия заказчика были признаны, как искусственное дробление закупки.

ЗАО «Карат» обратилось в суд с требованием признать решение антимонопольного органа недействительным. АС и 11ААС встал на сторону УФАС. При этом суд установил, что рынок закупаемых услуг является конкурентным, а препятствий для проведения конкурентных процедур судом установлено не было.

Вместе с тем, суды отметили, что не проведение торгов привело к несоблюдению принципа эффективного использования бюджетных средств (экономности) (ст. 34 БК РФ).

Документ: Постановление 11 ААС от 29.04.2019 по делу № А65-33341/2018

В другом деле заказчик вообще заключил 4 контракта до 100 тыс. руб. в один день на общую сумму почти 400 тыс. руб. Несмотря на то, что товар по каждому из контрактов был разным, все же составлял единый комплекс. Предметом закупки была оргтехника. Естественно, УФАС по Республике Татарстан, а затем и Арбитражный суд признали данные закупки дроблением.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103139-qqq-19-m5-droblenie-zakupok-po-44-fz

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ

Дробление закупок судебная практика краснодар

Дробление закупок заказчиком происходит когда не выгодно проводить торговые процедуры. В первую очередь это касается сроков проведения закупок. Например, не успел вовремя заказчик спланировать закупку и подготовить документацию или лимиты денежных средств были поздно доведены. А поставка товара или оказание услуги требуется, как правило, ещё вчера.

Вот и приходится разбивать одну большую потребность на много маленьких. Чаще всего дробление встречается в закупках продовольствия, медикаментов, строительстве.

Зачем дробить закупки

Закупки торговыми способами отнимают много сил и времени у заказчиков. Это ж заранее всё просчитать надо, внести в плановые документы, выждать десять календарных дней, разработать документацию… Оооххх…

И это далеко не вся работа. Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг.

Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?

Во-первых, заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года. И тут не всегда вина заказчика.

Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.

Во-вторых, при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков. Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.

В-третьих, разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение.

Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок – достаточно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Как определить дробление это или нет?

Не всегда при дроблении закупок вина лежит на заказчике. Есть в государственном заказе много сопровождающих факторов, которые вынуждают идти на нарушения.

Но каждый контрактный управляющий должен, в первую очередь, думать о соблюдении норм законодательства о закупках. Соответственно и о том, как не попасть на штраф при ближайшей проверке.

Для этого важно понимать каким образом контролирующие органы вычисляют дробление закупок.

Особое внимание в таких проверках уделяется закупкам малого объёма в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ. Далее проверяющие смотрят на объект закупок и сроки заключения договоров. Если за короткий промежуток времени было заключено несколько договоров в отношении однородного или идентичного объекта закупки, то считайте, что вас поймали на дроблении.

Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме.

Если же избежать заключения таких договоров не получается, то заказчик должен заранее обосновать (хотя бы для себя) необходимость этих действий. Дальнейшее развитие событий уже пойдёт на усмотрение конкретного проверяющего.

Ответственность за дробление закупок

Как такового, понятия “дробления” в Законе о контрактной системе нет. Но штраф за такие действия есть. Анализ существующей практики показывает следующее:

Судебные и контролирующие органы в своих решениях пишут, что при дроблении закупок заказчики нарушают принцип эффективности и использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а также не верный выбор способа определения поставщика (статья 24 Закона о контрактной системе). Далее уже в каждом решении добавляются ссылки на разные статьи Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.

Если руководствоваться этой логикой контролёров, то несложно посчитать, что штраф за неверный способ определения поставщика согласно КоАП составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Нормальный такой удар для семейного бюджета.

11.04.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/770-otvetstvennost-za-droblenie-zakupok-po-44-fz

Дробление закупок судебная практика краснодар

Дробление закупок судебная практика краснодар

Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

  • Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  • Закон о защите конкуренции, ст. 15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, согласно 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию.

An error occurred

Третий, косвенный признак – один и тот же поставщик фигурирует по всех контрактах.

Сочетание всех трех признаков позволит контролеру сделать вывод о том, что вы дробите закупку вместо того, чтобы купить конкурсом или аукционом. Но если у вас были другие намерения и вам действительно было необходимо проводить именно малые контракты – попытайтесь доказать это контролеру, обоснуйте свою необходимость.

Как обосновать дробление

Одной из причин, по которым контролер может согласиться, что вы не можете закупать иначе – отсутствие складских помещений. Например, в той же закупке бумаги. Бумага для принтера – товар, который надо хранить в сухом помещении.

В подвал ее не положишь – там сыро, она утратит свойства. А сухого склада, чтобы хранить большой объем бумаги у вас нет физически.

Скачайте бесплатно на свой компьютер!

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Какая ответственность предусмотрена за дробление закупок по 44-ФЗ

Раньше за дробление закупок могли наказать штрафом. Контролер, который выявил дробление, штрафовал за неправильный выбор способа процедуры.

Как штрафуют за дробление по КоАП

Оснований для штрафа в КоАП было два. Штраф 30 тысяч рублей назначали, если квалифицировали нарушение по ч.1 ст.7.29 за покупку с нарушениями Закона № 44-ФЗ.
Второй вариант – штраф 50 тысяч рублей, если, по мнению контролера, закупали у едпоставщика, а должны были конкурсом или аукционом по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Основная опасность была в том, что штраф могли назначить за каждый раздробленный контракт, а не сам факт нарушения.

Когда заказчик закупает у едпоставщика один и тот же объект слишком часто, контролер может заподозрить, что закупку дробят намеренно, чтобы уйти от конкурентной процедуры. Расскажем, что такое дробление закупки, по каким признакам контролер определит дробление, чем оно опасно и как за это накажут.

Навигация по темам статьи:

☆ Дробление до 100 тысяч по 44-ФЗ;

☆ Как обосновать дробление по 44-ФЗ;

☆ Какая ответственность предусмотрена: по КоАП и уголовная;

☆ Чем дробление закупки опасно для поставщика;

☆ Судебная практика.

Что такое искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

Дроблением контролер назовет ситуацию, когда заказчик вместо того, чтобы провести конкурентную процедуру, делит большую закупку на малые и покупает у едпоставщика. Например, заказчик каждый месяц покупает бумагу для принтера.

Цена контракта не превышает 100 тысяч рублей, поэтому контракт проводят у едпоставщика.

Потребность у заказчика постоянная, и правильно было бы провести все через конкурентную процедуру, а не делить на мелкие. Но заказчик решил упростить себе задачу и регулярно закупать бумагу у едпоставщика. В таких поставках с идентичными объектами, одинаковыми сроками исполнения и одинаковыми поставщиками контролер наверняка усмотрит дробление.

Формально заключать малые контракты с идентичными объектами не запрещено, но рискованно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Дробление закупок до 100 тысяч по 44-ФЗ

Заказчики дробят закупки, потому что у единственного поставщика быстрее и удобнее покупать.

Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.

Определение правомерности дробления

Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган — были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.

Например, заказчику нужно закупить дорогостоящую информационную систему. Он решил не проводить торги, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком.
Предметами закупки по каждому соглашению выступают отдельные модули системы и комплект ПО для одного сотрудника.

Это реальный случай из практики ФАС.

  • раздробленная на два малых контракта закупка противоречит публичным интересам, поскольку нарушает порядок привлечения субъектов на товарный рынок и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые не имели возможности предложить свои условия исполнения контракта;
  • контракт должен быть признан недействительным, поскольку заказчик в нарушение требований ст.24 и 93 Закона № 44-ФЗ отказался от конкурентных закупок.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу N А38-7831/2017 более детально рассмотрены моменты на которые обращают внимание суды в ситуациях с дроблением закупок:

  • во-первых, это наличие потребности в закупке одноименных товаров стоимостью более 100 тыс. руб., исходя из объемов финансирования.

Важно Для конкурентной процедуры нужно готовить документы и считать сроки, чтобы сделать все вовремя. В ходе конкурентной процедуры кто-то из участников может пожаловаться.

Даже если жалоба формальная, просто чтобы потянуть время, контролер рассмотрит ее.
Это может затянуть сроки процедуры. Если победитель окажется уклонистом – снова затягивание времени.

Например, бумага для принтера входит в перечень распоряжения Правительства от 31.03.2016 № 471-р, значит закупать надо аукционом.

↻ Вернуться к началу

Зачем дробят закупки

Для аукциона нужно готовить документацию, обоснование НМЦК, проводить исследование рынка, запрашивать коммерческие предложения, рассчитывать сроки проведения, отчитываться об исполнении контракта. Для приобретения этой же бумаги у единственного поставщика не нужно даже обосновывать НМЦК.

У заказчиков нередко возникает соблазн разбить весь объем необходимого товара на несколько отдельных контрактов. Это позволяет избежать конкурентных процедур и быстро провести закупку, не затратив много сил на подготовку. Статья расскажет о дроблении закупок и о том, почему это может быть опасно.

Что говорит закон

Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ.

Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.

Источник: http://pravogarant23.ru/droblenie-zakupok-sudebnaya-praktika-krasnodar/

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Дробление закупок судебная практика краснодар

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Дробление закупки: судебная практика

Иногда дробление закупки играет на руку заказчику.
Ведь признавшись в одной ошибке, он может избежать расчета за другую. Так произошло с одним заказчиком – муниципалитетом.

При этом цена таких контрактов не может превышать 100 тысяч рублей. Ограничений по количеству таких контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг нормы Закона N 44-ФЗ не содержат.

Следует признать, что из буквального толкования указанных норм Закона №44-ФЗ иной вывод сделать невозможно.

Но по прошествии некоторого времени Минэкономразвития России было вынуждено изменить свою позицию в угоду складывающейся административной практике.
В письме от 29 марта 2017 года № Д28и-1353 был сделан вывод о том, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер.

Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.

  • Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок и т.

Но ситуация поменялась – теперь в дроблении закупок могут усмотреть нарушение, за которое предусмотрено уголовное наказание, а не административное.

Как наказывают за дробление по УК

В дроблении могут усмотреть преступления – превышение должностных полномочий по ст.286 УК РФ, прецеденты уже есть. Как связано дробление и превышение полномочий? Когда сотрудник заказчика – контрактный управляющий, принимал решение о покупке у одного и того же едпоставщика, он мог иметь личную заинтересованность.
И именно из-за нее поспособствовал выбору едпоставщика.

Следственный комитет, который занимается уголовными делами по нарушениям в госзакупках, посмотрит на ситуацию именно так: управляющий влиял на выбор поставщика в личных интересах. Наказание за такое преступление предусмотрено трех видов: штраф, принудительные работы и лишение свободы.

Источник: http://north-lawyer.ru/droblenie-zakupok-sudebnaya-praktika-krasnodar/

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Дробление закупок судебная практика краснодар

Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор. Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства?

Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Примеры

Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:

  1. Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  2. Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  3. Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
Правовой дискурс
Добавить комментарий